психолого-психотерапевтические аспекты шаманского ритуала майя

Андрей Стрельченко

 

Профессор Галина Ершова, майянский шаман, психотерапевт Андрей Стрельченко (фото Галины Борисовой).
Профессор Галина Ершова, майянский шаман, психотерапевт Андрей Стрельченко (фото Галины Борисовой).

Благодарю проф. Галину Ершову за предоставленную возможность познакомиться с шаманскими ритуалами майя и магистранта рггу галину борисову за прекрасные фотографии.  

 

Более свободное от наукообразного описания изученных шаманских ритуалов майя можно посмотреть ЗДЕСЬ (День третий) и ЗДЕСЬ

 

04.02.16., Сан Андрес итцапа, Гватемала

 

 

Место проведение шаманского ритуала

Шаманские ритуалы майя (киче) проводится в центральной части населенного пункта, в главной его части, исторически отведенной под культовые мероприятия, на территории католического, по сути, храма. 

Уже одно это невольно заставляет всех, кто сюда приходит, относиться с почтением ко всему, что здесь происходит. Очевидно, с особенным уважением это место посещается местными жителями. 

Для них выход в «центр города», «на люди», возможно, представляет собой целый ритуал сборов, одевания нарядных костюмов, общения со знакомыми при встрече, и последующего детального обсуждения своих впечатлений. Тем более, что поводом для такого посещения обычно является какое-то особое событие, связанное непосредственно с человеком. В первую очередь, здоровье и благополучие – свое и близких. Телесное здоровье и психологическое благополучие. 

По сути, это место в населенном пункте является для его жителей Местом Силы. Таким образом, люди приходят сюда уже психологически подготовленные к «чудесам», и готовностью практически, безусловно, и без всякой критики воспринять все, что будут говорить и делать колдуны.

 

Такой предварительный (пространственно-ориентированный) настрой уже снимает критический барьер в сознании человека и повышает степень его внушаемости. 

 Очевидно, что в снижении уровня критики и повышения внушаемости определенную роль играют параметры межполушарной асимметрии. Следует отметить, что для населения этого региона отмечается преобладание активности правого полушария мозга. 

В контексте обсуждаемой темы, это является фактором, предполагающим более высокий уровень их внушаемости, в целом. 

 

работа в храме

Храм полностью приспособлен под реализацию нужд прихожан.  Храм особенный.  Этот некогда католический храм в настоящее время прнадлежит культу Сан Симона.    

Это вполне самостоятельный и достаточно молодой культ. Возможно, он имеет какую-то связь с более старыми, традиционными богами древних майя, но сильно трансформировался под воздействием явно Западной цивилизации. 

Взять, хотя бы его внешний вид: мужчина европейской наружности, в почти офисном костюме, в пижонской шляпе, с усами, сигарой и тростью. Покровительствует Сан Симон всем житейским делам, которые не всегда носят законный характер, включая теневой бизнес. 

 

 

 

Многочисленные благодарственные отзывы «святому мэру», которыми увешаны стены храма, оказывают мощное косвенное внушение на прихожан, укрепляя их веру в его возможности сотворить чудо, и что это чудеса происходят именно здесь.  

 

 

В качестве благодарности Сан Симон за помощь в исполнении желаний принимает деньги, продукты, сигары, алкоголь и прочие приятные житейские подарки. Причем благодарящий должен понимать, что размер благодарности должен быть эквивалентен размеру помощи Сан Симона. Если Сан Симон "обидится", то он может и наказать "неблагодарного" адепта.  Ибо велика сила Сан Симона (см. фото выше).  

В тоже время, сам благодарящий должен определять меру эквивалентности своей благодарности. Какого-либо "прейскуранта за помощь" у Сан Симона нет. Главное, наверное, чтобы благодарность была сделана искренне, от души. 

Механизмом реализации просьб прихожан выступает феномен акцептора результата действия*, описанный академиком П.К. Анохиным в рамках своей теории функциональных систем.  

 

 

*) Акцептор результатов действия — (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте акцептор результатов действия представляет собой "информационный эквивалент результата", извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его "опережающим отражением". В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению, в случае частичного несовпадения вводятся поправки с программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение. (http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=40)

 

Другими словами, цель, которую ставит себе человек, представленная в виде образа, создает программу для ее достижения. И как только эта программа создана, все необходимые для достижения этой цели функциональные системы организма (нервная, сердечно-сосудистая, мышечная, дыхательная, эндокринная и т.д.) мобилизуются для ее выполнения. При достижении поставленной цели, происходит сравнение полученного результата с изначальным образом. Если совпадение полное, наступает удовлетворение и человек успокаивается. Если есть различия (а чаще всего так и бывает), то человек испытывает неудовлетворенность, которая мотивирует его на коррекцию цели или на формирование новой программы достижения поставленной цели.    

 

 

Важным представляется обязательность выполнения ритуала, предшествующего началу непосредственной работы с прихожанином. Особый интерес представляет тот факт, что здесь роль, которую в традиционных конфессиях выполняют священники – посредников между высшими силами и просящим, берут на себя родственники прихожанина. 

 В классическом психологическом консультировании считает, что консультант, для того, чтобы работа с клиентом была эффективной, не должен иметь с ним каких-либо личных связей. Это обусловлено, в первую очередь, с возможной предвзятостью консультанта в отношении к клиенту, что может исказить понимание первого проблем второго, и, в результате, снизит эффективность работы. 

 

 В этой связи, будет целесообразным проверить, являются ли представители семьи, которые проводят ритуал со своими родственниками, «особо посвященными». Возможно, что они, обладая определенными знаниями и навыками, играют в семьях роль «домашнего целителя». 

 

 

Сама подготовка «целителя» к ритуалу включает вхождение в легкое трансовое состояние. Оно достигается с помощью динамической медитации, когда «целитель» на коленях по нескольку раз проползает несколько десятков метров от порога храма до алтаря. 

 Вхождению в транс способствует проговор вслух молитвы и переход на более глубокое дыхание (что естественно при таком необычном двигательном режиме). Как известно, во многих психофизических практиках дыхательные техники используются для облегчения вхождения в трансовые состояния. 

Профессор Галина Ершова, будучи экспертом в вопросах шаманизма и майя, провела "мастер-класс", продемонстровав "обряд очищения". 

Стоя перед алтарем, "целитель" пучком специально подобранных трав, смоченных специальным "очищающим лосьеном", обмахивает "клиента" с головы до ног, как бы смахивая все "вредное, плохое, не нужное", что мешает общаться с Высшими Силами.    

 

Галина Борисова ("ШАМАНСКИЙ РИТУАЛ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ИНДЕЙСКОГО ЭТНОСА")

Одним из важных составляющих ритуалов является связка трав, около 20-25 см в длину. Травы продаются отдельно от других ритуальных предметов, ими торгует пожилая женщина, сидящая возле ворот перед входом на площадь. Этот пучок трав используется практически каждым посетителем для ритуалов условного «очищения» в церкви перед статуей Сан Симона. 
Травы смачиваются специальным лосьоном, который продается в магической лавке сбоку от входа в церковь, после чего один человек обмахивает ими другого, как будто стряхивая, счищая с него что-то. Потом они меняются местами, при этом для каждого человека необходим отдельный пучок трав. Бутылочки с лосьоном после ритуала «очищения» принято оставлять перед статуей Сан-Симона. 
Такие же пучки трав активно используются шаманами и во время ритуалов на площади перед церковью. В некоторых случаях они используются для составления ритуального костра, в других (и в нашем в том числе) для похожего «очищения» уже во время ритуала, после чего пучок трав сжигается. 
Связка состоит из 7 трав, основная называется «шилка»  (исп. chilca) – это Baccharis salicifolia (лат.) или Бакхарис иволистный. Бакхарис иволистный является цветущим кустарником из семейства Астровые (лат. Asteraceae), у  какчикелей шилка считается священным растением, аналогично называется и вся связка трав. Кроме того, известно использование Бакхариса иволистного индейцами навахо из области Кайента (Kayenta) для приготовления лекарственного лосьона.  Другие составляющие ритуального пучка трав: ruda (Рута, лат. Ruta), albahaca (Базилик, лат. Ocimum), manzanilla (Ромашка, лат. Matricaria), pericon (Бархатцы лучистые, лат. Tagetes lucida), geranio (Герань, лат. Geranium) и romero (Розмарин лекарственный или Розмарин обыкновенный, лат. Rosmarinus officinalis). 

 

работа шамана

 Видео этого шаманского ритуалаhttps://youtu.be/_l1fgwKZIgs

Работа шамана (в этом месте шаманы называются "гидами души") проходит перед самим храмом. 

Клиент, обратившийся к колдуну, скорее всего, обязательно предварительно зайдет в храм, и наверняка впечатлится эффективностью этого места для исполнения своих желаний. Тем самым, значительно снизится уровень его критичности, повысив внушаемость. 

 Перед началом ритуала колдун узнает и как можно точнее записывает имя и фамилию клиента. В процессе проведения самого ритуала он по многу раз повторял их в сочетании с произнесением других слов заклинания.  

 

 

Как известно, имя человека несет большое знаково-символическое значение. В некоторых учениях считается, что оно может выступать как «код доступа» к неким силам, способным воздействовать на подсознание человека, а, значит управлять его поведением. 

Предварительная «диагностика» состояния клиента показывает, что колдун обладает большим опытом работы с клиентами. Формулировка его «диагноза» четко связана с гендерными особенностями и социальным статусом клиента (видя внешне здорового, достаточно солидного мужчину европейской наружности, находящегося в «депрессивном состоянии», скрывающего от всех причины своей грусти, он в первую очередь «диагностировал» проблемы с работой и финансами). В тоже время, его формулировки достаточно обтекаемы, что позволяет укладывать в них большое число проблем современного человека.  

Правильная «диагностика» снимает еще один барьер недоверия, еще больше повышая уровень внушаемости клиента. 

 Важным моментом является процедура подготовки к ритуалу. 

Клиент располагается таким образом, чтобы он мог наблюдать всю подготовительную процедуру. Расчистку места для кострища. Заготовку свечей, материалов горения (в виде специальных шаров из сушеной травы, пропитанных смолой), куриных яиц, предназначенных для снятия с клиента «негативной энергии». 

 

Кострище очерчивается круговой линией, а круг, в свою очередь, делится на четыре части. 

Возможно, это связано с символом разделенности ментальности человека на четыре части. Где ¼ часть нашей ментальности – то, что себе мы видим и осознаем, но ее не видят окружающие. ¼ часть – то, что себе мы осознаем, и ее видят окружающие. ¼  - то, что себе мы не осознаем, но его видят другие. ¼ - то, что прямо не видит никто, но видит та самая «Большая Душа». 

Возможно, что это разделение пространства на четыре части света. У майя такое деление пространства имело большое значение.  

В кострище ритуального костра в правильном порядке, аккуратно, в течение достаточно продолжительного времени укладываются смоляные шары и гирлянды разноцветных свечек. Цвета свечей имеют особое значение, связанное с определенными сферами жизни: работа, семья, отношения, здоровье и т.д.

В зависимости от "клиентского запроса", каждый ритуальный костер шаманом складывается по-своему. На этом видео можно увидеть и услышать объяснение шамана по поводу того, чем он руководствуется, складывая ритуальный костер на основании группового запроса о "достижении профессионального благополучия" (https://youtu.be/Chb-XiH6R0Y).   

 Вся предварительная подготовка выглядит торжественно-значительно, красиво, и проводится неторопливо и солидно. 

Таким образом, у клиента, наблюдающего весь этот процесс, есть возможность проникнуться ощущением значимости того, что сейчас будет происходить.  

 

 

шаманский ритуал

По завершению обустройства кострища, колдун яйцами, сложенными с прозрачный целлофановый пакет, проводит «очистку» клиента, от головы до ног, собираю «негативную энергию». Затем эти яйца укладываются по краям кострища, равномерно располагая их по 3-м секторам. 

Дуга четвертого сектора, находящаяся перед клиентом, остается свободной от яиц.

 

Количество смоляных шаров – 36, яиц – 12, что, имеет определенный сакральный смысл, возможно связанный с 12-тью знаками Зодиака, так почитаемыми майя. 

Костер горит. 

Смоляные шары и гирлянды свечек загораются быстро, горят ярко, дают большой жар, большое пламя и много черного едкого дыма. 

Какой-либо посторонний запах, кроме как запаха оплавленного стеарина, обнаружить не удалось, что свидетельствует об отсутствии в этом ритуале использования психоделических веществ.  

Колдун находится в отдалении, к клиенту не приближается. Периодически, поддерживая огонь в костре, подкладывая гирлянды свечек. 

Между процессом поддержания огня, колдун, стоя в стороне, бормочет, произнося тихо вслух, слова заговора и имя клиента. Движения его скупы. Иногда, во время произнесения заговора он делает незначительные движения кистями рук, как бы навевая на себя «энергию костра». 

 

Таких «ритуальных чисток - сбора информации» за все время ритуала – около 35 - 40 минут - было четыре: с помощью яиц, свечек, травы, сигары. 

 

 

Учитывая продолжительность ритуала, невольное наблюдение за пламенем костра, вид и ощущение черного едкого дыма, ненавязчивое поведение колдуна, так или иначе, вводит человека в легкое трансовое состояние. 

В этом трансовом состоянии, клиент, погруженный в свою проблему, начинает воспринимать ее по-иному, что-то может переоценить, что-то решить для себя, как-то изменить отношение к ней. 

То есть, происходит внутренняя перестройка связей, сформировавшихся вокруг проблемы, собственно и вызывающих всю ту болезненную симптоматику, которая заставляет человека обращаться к другим за помощью. Эти другие могут быть близкими, друзьями, врачами, психологами, священниками, целителями, колдунами, шаманами и т.д. 

В процессе горения костра некоторые яйца, под воздействием жара начинают шумно лопаться. Количество лопнувших яиц, по мнению колдуна, свидетельствует о том количестве проблем, которые будут успешно разрешены. 

 Об этом он сообщает по завершению ритуала. И это его разъяснение является еще одним косвенным внушением – по типу: «Ты же сам слышал, сколько яиц лопнуло, а раз так, значит…». 

 

 

Завершает ритуал процесс курения шаманом ритуальной сигары и обкуриванием клиента ее дымом. 

 Некоторое время, постояв в стороне от клиента, и покурив сигару у него на глазах, колдун подходит к клиенту, просит его развести руки в сторону, и, затягиваясь, выпускает сигарный дым на клиента, обкуривая его с головы до ног. 

 Эта очень важный завершающий этап ритуала, имеющий глубокий подсознательный смысл. 

 Клиент стоит перед костром в позе распятия, а колдун его обкуривает дымом сигары, которую курит сам. 

Смыслов может быть в этом много, и одним из ним может быть следующий: «Ты очистился дымом и пламенем, ты покаялся, ты все осознал, ты простил всех, и все простили тебя. И теперь, тебя – открывшего свое сердце, я очищаю своим духом. Я – посредник между тобой и Высшими силами. Войди в этот мир очищенным…!»

Возможно, именно этот завершающий момент ритуала имеет смысл некой инициации клиента в новой для него реальности.  

 

 

Для закрепления проведенного самим клиентом исцеляющего самовнушения, колдун демонстрирует пепел сигары, интерпретируя светлый цвет пепла, как положительный вариант разрешения проблемы. 

После этого остатки сигары клиент должен затоптать левой ногой. 

 Подсознательный смысл такого действия может быть следующим: «От твоей проблемы остался только пепел. Высшие силы с моей помощью освободили тебя от нее. Оставшееся – ерунда. Оно уже, как и та проблема, не имеют никакого значения. То, что осталось, такая мелочь, что ее можно раздавить походя, левой ногой. Раз – и все!...» 

 

 

Завершается ритуал разъяснением шамана о том, что происходит с "клиентом", что его ожидает и что ему надо сделать (в нашем "случае" - "все будет хорошо"). 

После этого, шаман выпивал банку пива, а остатки выливал в костер (как символическую благодарность Высшим Силам за помощь в работе).   

 

 

резюме

Наблюдаемые ритуалы выполняют важную психорегулирующую роль в жизни этого сообщества. 

Шаманы и «домашние целители» (которые, кстати, тоже могут быть шаманами) в этом сообществе выполняют функции священников, психологов, а учитывая роль психики в поддержании соматического здоровья, и врачей.  

Эти ритуалы являются не чем иным, как проявлением древних шаманско-колдовских-жреческих традиций, когда отдельные члены сообщества брали на себя роли, которые в современных условиях выполняют представители социономических процессий (врачи, психологи и т.д.) и священники. Это вариант «народной (этнической) психотерапии», которая, учитывая определенные психофизиологические (характер межполушарной асимметрии) и культурно-исторические особенности должна быть эффективной, особенно для членов этого сообщества.