четвертый день мексиканской экспедиции оппл.

доктор андрей


По уже сложившейся экспедиционной традиции утро началось с антиэйджинговой гимнастики у бассейна во внутреннем дворике гостиницы.

Завтрак, и в путь – впереди Ушмаль.


вот, что по этому поводу написала Ирина Вшивкова

Дни меняются так же быстро как и местность: вроде только гуляли по улицам Гаваны, исследовали пляжи Канкуна и уже покидаем Мериду.

От нее остаётся вкус шоколада и кофе по майянски, а ещё маленькие майянски с их разноцветными изделиями для все возможного утепления в горах. И конечно мороженое из свежего мамея (надеюсь верно обозвала этот удивительный вкусный красный плод) Mammea americana, это как бы мексиканский абрикос.

Мерида, мороженное, экспедиция ОППЛ


ушмаль

Об Ушмале мы уже писали в одной из наших публикаций (см. "Ушмаль").

Поэтому исторических подробностей, связанных с этим местом, здесь перечислять не будем.

Участники мексиканской экспедиции ОППЛ к осмотру Ушмаля готовы! А профессор Александра Филатова - готовее всех! 
Участники мексиканской экспедиции ОППЛ к осмотру Ушмаля готовы! А профессор Александра Филатова - готовее всех! 


Важным преимуществом Ушмаля по сравнению с Чичен Итцей является доступность практически всех находящихся там древних сооружений.

Везде (кроме «пирамиды Карлика») можно лазить, забираться, заходить, трогать и т.д.

Наш гид, как водится, повела нас не по традиционному экскурсионному маршруту, а по своему – любимому, мало посещаемому.

Из ее рассказов мы узнали много нового и интересного относительно мировоззрения, образа жизни, культуры, обрядов майянцев, некогда населявших эти места.

Увидели многочисленные изображения их главного божества – бога дождя Чаака, полюбовались на изысканность архитектурного стиля Пуук, в котором возведены и отделаны здания.


И, конечно же, излазили все, что только можно было излазить, поднялись на все крутейшие стены пирамид, и, что самое главное - спустились с них, не только не потеряв шляп, но и не покалечившись.



Ушмаль хорош еще и тем, что его посещают гораздо меньше туристов, чем Чичен Итцу, т.к. он находится в стороне он основных маршрутов.

Величие построек, простирающаяся вокруг на многие десятки километров непроходимая сельва, рассказ Любови о жизни здешних майя, тишина, изредка прерываемая многочисленными любопытными варанами, навеяли на нас желание помедитировать в этом Месте Силы.

Любовь показала нам место, практически не посещаемое туристами.

Это была небольшая площадка, окруженная еще не восстановленными древними постройками, которой археологи дали название «кладбище». Название условное. Что здесь было раньше, неизвестно.

Захоронений здесь не нашли, а назвали так потому, что на основании, находящегося здесь строения, изображены многочисленные черепа.


Надо сказать, что отношение у майя к смерти совершенно отличается от того, как к ней относятся носители «западной культуры».

Для них смерть – это один из этапов непрерывного жизненного цикла человека.

Умерший обязательно возродится через определенный промежуток времени (обычно через поколение). Они верили в реинкарнацию и бессмертие души.

Более того, майя практиковали самоубийства и как способ донести до Высших Сил важную весть, и как способ решения какой-либо житейской проблемы: «Что-то в этой жизни пошло у меня не так, может быть в следующей повезет больше?!».

Такое отношение к жизни, смерти и жизни после смерти у майянцев сохранилось до сих пор, и это является большой проблемой в связи с суицидами подростков.

Зная все это, мы на всякий случай попросили души, некогда живших здесь людей, разрешить нам подумать о вечных ценностях, после чего начали медитировать.

Наверное, эта медитация для меня была одной из самых глубоких.



Интересно, что когда мы пришли на эту площадку, в отдалении, развалины соседнего здания обследовало несколько одиночных туристов.

После того, как мы попросили у духов этого места разрешить нам помедитировать, их как ветром сдуло.

И во время медитации вокруг не было никого из посторонних.

Когда же мы выходили с этой площадки после медитации, нам встретилась довольно большая группа туристов, которые озадаченно ходили в поисках тропинки (кстати, очень хорошо видимой!), чтобы пройти на «cementerium» («кладбище»).

Им удалось обнаружить и пройти по ней, только после того, как мы покинули это место. Спасибо Высшим Силам!


Месиканская экспедиция ОППЛ на фоне главной пирамиды Ушмаля (Автор этой концептуальной композиции наш гид Любовь Смирнова. Она же и исполнитель). 
Месиканская экспедиция ОППЛ на фоне главной пирамиды Ушмаля (Автор этой концептуальной композиции наш гид Любовь Смирнова. Она же и исполнитель). 


День этот вообще был богат на события.

Когда мы выходили с территории комплекса, на наших глазах молодой человек, шедший нам навстречу, вдруг внезапно стал совершать хаотичные движения руками, пошел кругами, зашатался и упал.

Первая мысль, пришедшая нам с Докторой Верой, была: «Приступ эпилепсии».

Мы тут же подбежали к парню, попросили помощи от растерявшихся его друзей, стоящих вокруг, чтобы они обезопасили его голову, если у него начнется припадок, и провели экспресс-оценку его состояния.

К счастью, это был тепловой удар. Поэтому достаточно быстро после наших манипуляций парень пришел в себя, и к моменту приезда скорой помощи находился в сознании и вполне удовлетворительном состоянии.

Под благодарственные возгласы многочисленных зевак доктора из России покинули Ушмаль.

(Фотодокументов совершенного нами профессионального "подвига" нет, зато есть другие позитивные фото нашей группы).

В гостях у «эрберо»

После Ушмаля наш путь лежал в майянскую деревню, расположенную неподалеку.

В этой деревне находится ресторанчик, в котором готовят традиционное майянское блюдо.

В этой же деревне живет местный знахать – эрберо («hierbero» - травник), который использует растения для исцеления страждущих.

Чтобы не впасть в естественный послеобеденный транс, мы решили сначала посетить эрберо.

Нас встретил жилистый мужчина пятидесяти лет, опрятно одетый в обычную одежду, метис. Очень серьезный, с внимательным взглядом.

Мы познакомились и попросили показать что-то из тех ритуалов, которые он использует в своей работе.

Он предложил провести обряд очищения каждому из нас.

Этот обряд он использует в тех случаях, когда надо практически здорового человека привести в состояние «внутреннего равновесия».

Нас провели и посадили полукругом в комнату обычного майянского дома.

Перед нами на столе стоял католический крест, горела свеча, стояла кружка с водой и миска с пучками трав в воде.

Перед тем, как приступить к обряду, эрберо записал в свою тетрадь имя и фамилия каждого из нас.


И обряд начался.

О том, как он проходил, можно судить по видео: https://youtu.be/TDleTxzXnrc


Можно выделить несколько особенностей этого ритуала.

Первые несколько слов молитвы эрберо произносит на испанском языке, остальные – на майянском. Смысл молитвы примерно совпадает с православной «Отче наш».

В процессе всего ритуала эрберо использует элементы католических символов: католический крест; крестообразное нанесение на тело и голову воды и целебной травы; зажженная свеча и т.д.

Использование специфических языческих символов: пучки целебных трав и способ очищения ими; целебный порошок, привезенный из священного места Теотиуакан; обращение не только к Всевышнему, но и к другим Высшим Силам и т.д.

Во время ритуала он несколько раз повторял имя человека, с которым работал. При этом, старался произнести наши имена как можно более правильно.

На каждого из нас он потратил примерно одинаковое время.

Все его жесты и действия были хорошо отработаны и четки.

Его не интересовало, как мы себя чувствовали после ритуала. Единственное, что он попросил, так это сказать ему перед ритуалом, если ли у кого какие жалобы или пожелания.



После ритуала он со спокойным достоинством отвечал на наши вопросы относительно кто и с чем к нему обращаются.

На вопросы, каким образом он осуществляет исцеление своих пациентов, он отвечал уклончиво, ссылаясь, что ему помогают Высшие Силы.

Мы провели экспресс-тестирование эрберо на функциональную асимметрию.

У него оказался смешанный тип межполушарной асимметрии – примерно одинаковое распределение психофизических функций между полушариями головного мозга с некоторым преобладанием правого полушария.

Эрберо рассказал, что свое ремесло он получил от матери.

У него было несколько братьев, но мать выбрала его для передачи своего дара. Более того, по его словам, его брат также хотел обучаться целительству, мать сказала, что будет учить только его.

Несколько забегая вперед, следует сказать, что позже в экспедиции у нас была встреча с еще одним целителем.

Несмотря на пафосность одежды, поведения и речи того, последнего, этот эрберо был наиболее аутентичным. Ему верилось больше.

Мясо по-юкатански

Основательно очистившись, получив благословения и талисманы от настоящего майянского эрберо, мы оправились в местный ресторанчик, где нас уже ждали.

Ресторанчик содержит майянская семья, состоящая из многочисленных родственников разных поколений.

Все члены семьи работают в этом ресторане, готовя пищу и обслуживая посетителей.

Он находится не на основных туристических трассах, поэтому его посещают только местные жители, гурманы-юкатанцы и отдельные туристические группы.

Мясо по-юкатански готовится из мяса курицы, свинины, говядины, запекается с овощами в течение нескольких часов под землей, на поверхности которой располагаются раскаленные угли.

Наш гид заранее заказала это блюдо, поэтому к нашему появлению в ресторанчике все было готово.

При нас разгребли угли, достали металлический контейнер, в котором обернутыми кукурузными листьями лежали куски мяса и овощи.

По всему двору разнесся непередаваемый аромат. Приготовленное таким образом мясо получается очень нежным и вкусным.


Но на этом сюрпризы не закончились.

После того, как все было съедено и мы – очищенные и сытые уже было начали подремывать в прохладе ресторанчика, наш гид Любовь объявила, что нам предстоит пройти еще один обряд «Посвящения в друзья хозяев ресторана».

Любовь рассказала хозяйке ресторанчика о нашей экспедиции и о нас, мы ей очень понравились (особенно русский богатырь профессор Алексей Чураков!), и она решила посвятить нас в свои друзья.

Обряд посвящения выглядел так.

Под звуки знаменитой «Кукарачи», один из сыновей хозяйки, который до этого обслуживал нас, надел гигантское сомбреро и подкатил к нашему столу столик с текилой, шоколадным ликером и минералкой.

Налил в рюмки равное количество этих напитков и надел сомбреро на крайнего человека, сидевшего за столом – это была Елена Кружилина.

После этого, он взял рюмку, прикрыл ее ладонью, трижды очень громко стукнул о стол, и эту пузырящуюся смесь дал выпить Елене.

После чего, он снял с нее сомбреро, положил свою ладонь на ее голову и слегка стукнул по ней кулаком.

Под восторженные крики и аплодисменты присутствующих эта процедура была проведена со всеми участниками экспедиции.

Приятно, что мужчинам предлагалось выпить по три рюмки этого божественного напитка.


Очищенные, сытые, породненные с дружной майянской семьей и полные впечатлений, мы двинулись дальше.

Путь наш лежал в Кампече.

Тихо подремывая в удобном автобусном кресле по дороге в Кампече, мы и не подозревали, что этот день принесет нам еще много интересных сюрпризов.


Кампече

Кампече – небольшой городок на юго-востоке Юкатана.

Он, как и все испанские города был построен на месте древнего майянского поселения.

Кампече интересен своей крепостью, которую построили испанцы для защиты своей территории от пиратов и корсаров.

Мы въехали в Кампече вовремя – солнце клонилось к закату.

Понимая, что без нас этот процесс может пройти неправильно, мы остановились на набережной, вблизи рыбацкого причала, где рыбаки парковали свои корветы на ночь.

Они очень тепло и уважительно отнеслись к нашему важному делу, поблагодарили за оказанную помощь их солнцу, и с удовольствием согласились сфотографироваться с нашими экспедиционными нимфами.


О героическом прошлом города-крепости напоминают названия многочисленных отельчиков, кафе и ресторанов, названных именами некогда заклятых врагов этого места: «Капитан Флинт», «Черная борода», «Морган» и пр.

Мы поселились в центре города в небольшом отеле «Фрэнсис Дрейк».

Когда мы вышли на прогулку по городу, был вечер. Теплый южный вечер в старинном мексиканском городке на берегу моря – что может быть романтичнее!

Пальмы, крепостная стена, разнообразная музыка, звучащая отовсюду, столики кафешек, расположенные прямо на улице, приветливые и вежливые люди – было ощущение, что ты попал на съемки романистического фильма.


В отличие от Мериды, центр Кампече также застроен домами в испанском колониальном стиле, но очевидно уже более позднего периода. Характерной особенностью этих домой являются так называемые французские окна (от пола до потолка), расположенные по фасаду здания.

Многие из этих окон были открыты, занавески не задернуты, поэтому невольно можно было наблюдать за жизнью людей, живущих так.

А жители особо и скрывались от посторонних глаз: ужинали, смотрели телевизор, играли с детьми, сидели у окна и смотрели добрыми глазами на прохожих, охотно здоровались сами и с явным удовольствием отвечали на приветствия незнакомых людей.

И так все это выглядело тепло и естественно, что невольно захотелось хотя бы на время оказаться в таком доме, в окружении дорогих для тебя людей.

Поэтому-то мы и любим путешествовать, чтобы видеть, как и чем живут другие люди - с таким же набором аминокислот, количеством конечностей, ушей и глаз, и такой же группой крови. С такой же (внешне) головой, но с такими иногда непонятными для тебя мыслями….


Подивившись на заморских людей, захотелось нам отведать чего-нибудь тоже заморского.

И выбор наш пал на хорошо знакомый нам с детства продукт, родом который как раз из этих мест – шоколад.

Нашли кофейню с громадным перечнем разнообразнейших видов горячего шоколада, заказали все всё разное, стали пробовать сами и угощать друг друга, как у нас в экспедиции принято.

Накушавшись шоколада не захотели никуда идти, и решили сделать обратную связь прямо в этой кафешке.

Но было очень шумно из-за разговоров других посетителей, даже когда по нашей просьбе музыку сделали тише.

Добрый ангел нашей экспедиции Любовь вышла из-за стола, чтобы поговорить с распорядителем кофейни о том, чтобы он нам выделил какое-либо место потише.

И тут она неожиданно столкнулась со своей знакомой, живущей в Кампече.

Та славится тем, что периодически устраивает благотворительные фестивали, концерты, праздники. Оказалось, что она является хозяйкой этой кофейни.

Любовь нас познакомила, мы рассказали, кто мы и чем занимаемся.

Это произвело на даму очень сильное впечатление, и она долго и эмоционально стала рассказывать, как важен для общества наш профессиональный труд.

А когда она узнала, что нам надо в тихой обстановке обсудить наши дела, она с радостью предложила нам расположиться в гостиной ее дома, находящегося рядом с кофейней.



Вот и сбылось наше желание почувствовать Пространство жителей этого места.

Обратная связь в этот вечер была необыкновенно проникновенной. Продолжалась она часа два.

Четвертый день экспедиции подошел к концу.

Удивительный день.

День, как жизнь.


продолжение следует